6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Важность здорового образа жизни

Значение ЗОЖ в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения

ва П од здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. В ажно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Значение ЗОЖ в сохранении и укреплении здороья45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

С амое дорогое у человека – это жизнь. Главное в жизни – здоровье. Заботясь о своем здоровье, мы заботимся о будущих поколениях. Поскольку здоровье населения – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % — от наследственных факторов, на 20 % — от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

— оптимальный двигательный режим;

Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Условия формирования здорового образа жизни у детей.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Семья в наше время не является местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры – все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводе с греческого – предохранительный, предупредительный) – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха.

Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика – это целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате проведенных научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение различных форм патологии организма. Например, курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причины многих заболеваний следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей и подростков. Но именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы, привычки, происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека. Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Профилактические меры в этот период носят, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер.

Проблема формирование здорового образа жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.

Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является основополагающей задачей школьного оздоровительного лагеря. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности профилактика различных кишечных инфекций, выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

На школу возлагается необходимость воспитания личности, способной адаптироваться к современным быстро изменяющимся условиям социальной среды создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному фактору укрепления и сохранения здоровья

Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.

Таким образом , формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека, где большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы и особое место отводить соблюдению распорядка дня, рациональному питанию, искоренению вредных привычек, оптимальному двигательному режиму, физическим упражнениям.

Творческая работа на тему:

«ЗНАЧЕНИЕ ЗОЖ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Многие считают, что понятие здорового образа жизни появилось благодаря событиям последних десятилетий. Действительно, о здоровом образе жизни в СМИ стали говорить относительно недавно. Но обратившись к истории можно обнаружить, что данное понятие зародилось уже довольно давно.

Человеческая цивилизация начала формироваться в течении последних 3 млн. лет и стала качественно новой эпохой развития жизни на Земле.

Человечество, как и раньше, продолжает приспосабливаться к окружающей среде. Но это никогда не было основным смыслом жизни человека. С первых этапов своей жизни человечество занималось трудовой деятельностью и сотворением материальных и культурных ценностей.

Здоровый образ жизни зародился в тот момент, когда первобытный человек осознаю, что его физическое состояние напрямую связано с его выживанием. Умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, способность далеко и метко бросить камень, копьё, дротик всё это требует хорошей физической формы.

Определение и основные черты здорового образа жизни

Здоровый образ жизни – свод норм и правил жизнедеятельности проверенных временем, цель которых:

— укрепление и поддерживание здоровье человека;

— дать человеку возможность трудиться, расходуя при этом меньше времени и сил;

— наделения умениями и навыками восстановления организма после тяжёлого труда.

Отсюда следует, что отказ от вредных привычек, связанных с употреблением табачной и алкогольной продукции, а также с употреблением наркотических веществ — абсолютно обязательное условие здорового образа жизни.

Роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

В наше время здоровым человеком принято читать тех у кого не выявлено каких либо болезней и физических дефектов, в то время когда здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

На здоровье могут повлиять множество факторов. На сегодняшний день можно выделить 4 основных факторов:

1. Генетический (15%)

2. Состояние окружающей среды (20%)

3. Медицинское обеспечение (15%)

4. Условия и образ жизни (50%)

Отсюда следует что, человек ведущий здоровый образ жизни имеет высокий уровень его здоровья.

Какое значение имеет физкультура?

Движение — неотъемлемая часть жизни человека. Но как показывает время, с развитием науки и техники человечество становится физически менее активным.

На сегодняшний день у большинства людей наблюдается серьёзные сердечно-сосудистые заболевания, которые зачастую вызваны отсутствием движения и физических нагрузок.

Как правила у таких людей слабая физическая выносливость и проблемы с лишним весом. Помочь решить данные проблемы может правильно составленная диета и ежедневные физические нагрузки. Регулярные физические упражнения – важная составляющая здорового образа жизни.

Физически активные люди имеют сильную иммунную систему, а потому и болеют гораздо реже людей ведущих сидячий образ жизни. Оставаться физически активным важно не только для взрослых, но и для пожилых людей. При этом необязательно это должны быть интенсивные упражнения, можно, например, осуществлять ежедневные прогулки. Физическая активность поможет с поддержанием здорового веса, что также важно и во время беременности. Также большое значение имеет правильное питание и употребление достаточного количества жидкости. Если правильно составить свой рацион, то у нас будет, и энергия необходимая для выполнения упражнений и от лишнего веса мы избавимся гораздо быстрее. Жидкость же позволит избежать обезвоживания, так как во время тренировок люди зачастую сильно потеют и теряют довольно большое количество той самой жидкости.

Физическая активность помогает предупредить следующие серьезные заболевания:

У людей, ведущих сидячий образ жизни, риск умереть от инсульта или от ишемической болезни сердца вдвое больше чем у людей ведущих активный образ жизни.

Даже не выполняя, каких либо упражнений, можно значительно снизить риск этих заболеваний. Активный отдых на примере тех же прогулок по парку уменьшит вероятность возникновения этих болезней.

Гипертония – явление ставшее обыденностью, опасно тем что повышает риск инсульта и сердечного приступа. Лёгкие физические нагрузки помогут уменьшить давление при гипертонии или предотвратить развитие этого заболевания.

Упражнения также помогут улучшить баланс холестерола. Есть два типа холестерола – низкоплотный липопротеин (НПЛ) и высокоплотный липопротеин (ВПЛ). Беда в том, что высокий уровень НПЛ и низкий уровень ВПЛ увеличивает риск заболеваний сердца. Но как показывают исследования, регулярные упражнения, такие как пробежка позволяют повысить уровнем высокоплотного холестерола, а значит и уменьшить риск сердечных заболеваний.

Часто люди, не выполняющие физических упражнений, жалуются на боли в пояснице. У людей, выполняющих физические упражнения, они наблюдаются значительно реже или отсутствуют вовсе.

Остеоартроз – распространенная форма артрита, которая поражает восемь из десяти людей в возрасте после 50 лет. Умеренная регулярная физическая активность, такая как ходьба, плавание или езду на велосипеде, отлично помогает при остеоартрозе.

Физическая активность способствует улучшению минеральной плотности костей и замедляет дегенерацию костей в дальнейшей жизни, что может помочь предотвратить развитие остеопороза. Остеопороз – заболевание, при котором ваши кости становятся хрупкими, что увеличивает риск переломов. Регулярные высокие нагрузки на кости, такие как бег и плавание, увеличивают плотность костей. В случае если у вас уже наблюдается остеопороз, то большую нагрузку на кости лучше не делать и ограничиться ходьбой или плаваньем.

По результатам исследований врачей регулярные занятия физкультурой и спортом повышают общую физическую активность человека, уменьшают подверженность к стрессам, нормализируют окислительно- восстановительные процессы, а также улучшают кровообращения. При занятиях спортом физическая нагрузка должна соответствовать возможностям и способностям занимающегося, а также его возрасту и состоянию здоровья. Для улучшения эффективности тренировок обычно сокращению пауз между упражнениями, увеличивая количество упражнений и повышая нагрузки.

Заключение

Физическая культура и спорт с давних пор высоко ценились в нашем обществе. В настоящее время, большая часть людей не занимаются спортом и ведут сидячий образ жизни. Как результат наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда смертность превышает рождаемость, формирование здорового образа жизни россиян становятся актуальной задачей.

Список литературы

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

2. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». – М., 2002.

3. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

4. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М., 1993.

Значение здорового образа жизни

Т от, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми будет свободен ото всех болезней

Аштанга Хридаям Самхита [гл.4,стих 36]

Различные писания мира подчеркивают необходимость соблюдения фундаментальных правил, направленных на поддержание здоровья, на важность и значение здорового образа жизни для человека и его здоровья. Наше тело дано нам (кем и как – это уже вопрос, который каждый решает для себя лично) для того, чтобы мы могли реализовывать себя в этом мире. Ежедневно мы разными способами позитивно или не очень реализуем себя в социуме. Многие пытаются убрать это «или» и стремятся оставлять после себя по возможности только самое лучшее, постепенно избавляясь от омрачений и эгоизма и от телесного здоровья двигаясь к более высоким уровням.

Возможно ли это во время болезни физического тела? Читатель этой статьи, конечно, вспомнит, что не раз во время недуга мысли концентрировались только на боли и крайне трудно на таких тонкоматериальных вещах, как творчество, сострадание, радость, духовность, обучение. Чтобы встать и своим несчастным бренным телом «причинить» что-либо из этого достойного списка кому-то вообще мыслей не было. Вместо этого – жалость и стойкая клятва больше так не есть, не пить, не делать … до следующего раза.

Больному человеку и мёд горек, говорят в народе. Здоровье физического тела – первостепенная потребность человека. В наше время всё чаще звучит словосочетание «здоровый образ жизни». Если вы спросите своих знакомых, ведут ли и понимают ли они значимость здорового образа жизни, почти каждый ответит утвердительно. Регулярные тренировки в спортзале, нерегулярные тренировки там же, порошковое белковое питание, сыроедение, шампанское по праздникам, йога (по форме), питание без графика, питание по графику, чашка кофе в день – всё это разными людьми считается мероприятиями для поддержания здоровья. Сегодня термин «здоровый образ жизни» объединяет необозримое множество понятий. Поэтому, чтобы разобраться в этой теме, необходимо ввести некий стандарт, опираясь на который, мы двинемся дальше.

Неудивительно, что в понимании данного стандарта Запад и Восток солидарны, ведь страдания физического тела везде причиняют одинаковую боль. Здоровье, по определению ВОЗ, это состояние физического, социального, психического и духовного благополучия. С точки зрения Аюрведы (традиционной «индийской» медицины, одного из раздела ведических шастр), здоровье состоит из четырёх уровней: Арогья – «отсутствие физических страданий, или физическое благополучие»; Сукхам ¬– «мирское счастье, или счастье нахождения в социуме»; Свастха – «эмоциональное благополучие»; Ананда – «духовное счастье, радость, удовлетворение». Таким образом, здоровье тела и отсутствие болезней, то, как большинство понимают смысл здорового образа жизни сегодня, является первым, базисным, но только одним из четырех его уровней.

1. Физическое благополучие – Арогья

Это первый уровень, который подразумевает, что вы не имеете телесных недугов, болезней, недомоганий, болей и в целом хорошо себя чувствуете. Для повседневной деятельности нам необходимо здоровое тело, и поэтому этот уровень является базовым. Трудно представить себе человека, живущего полной жизнью, страдающего при этом от гипертонии, головокружений, насморка и т.д. Часто этот уровень рассматривают как единственно значимый и посвящают всё своё свободное время и силы так называемому «культу здорового тела». Хорошо это или плохо? В качестве выстраивания некоего базиса – необходимо. Но, к примеру, с точки зрения зацикливания на себе – возможный, но не лучший сценарий вашего развития. Попробуйте приложить силы для улучшения физического благополучия людей в социуме вокруг вас любым доступным вам способом.

2. Социальное благополучие – Сукхам

Этот уровень подразумевает благополучие, испытываемое человеком от пребывания в обществе. Пожалуй, наиболее важный аспект, в отношениях человек-социум, – его профессиональная деятельность. Немногие могут сказать, что занимаются в жизни тем, что доставляет им удовольствие. Как правило, деньги заставляют людей каждое утро просыпаться после пяти будильников с радостной мыслью: «снова на работу». По данным американских экспертов, у лиц, перенёсших сердечный приступ, в 90% случаев обнаруживаются две общие черты. Первая – нелюбимая работа. Вторая – нелюбимая семья.

Как решить первую проблему? Следовать своему предназначению. Но. Это не значит, что, имея, к примеру, предназначение стать преподавателем йоги, человек бросает дом, работу, семью и уходит жить в пещеру/ашрам. Ещё раз подчеркнём, что буддизм рассматривает лучшую деятельность как помощь людям вокруг в избавлении от омрачений. Деша-кала-патра – «время, место, обстоятельства». Не нужно проявлять фанатизм, путь к своей дхарме в наше время небыстр и точно не лежит через пещеру.

Решение второй проблемы в том, чтобы принять всё своё окружение такими, какие они есть. Это когда мы искренне считаем, что наши родные – самые лучшие. Наши дети – самые лучшие, как бы они себя ни вели. Мой супруг (или супруга) идеален, потому что лучше всего напоминает мне, каким образом я должен меняться в лучшую сторону. Считается, что наше окружение – это олицетворение нашей кармы, т.е. мои прошлые поступки пришли ко мне в форме конкретных личностей, чтобы чему-то меня научить. Стало быть, это самая лучшая ситуация для нашего роста.

То же относится и к материальному положению. Пусть у меня невысокая зарплата, зато стабильная. Пусть квартира маленькая, зато своя. Говорится, что надо развивать в себе умонастроение благодарности – благодарность жизни, судьбе, природе и окружающим нас людям. Так просто менее психически энергозатратно жить.

3. Психическое благополучие – Свастха

Психическое и эмоциональное благополучие, понимание своей собственной природы и природы своего ума, который без устали мотивирует нас к тем или иным поступкам, есть качества здоровой психики. На западе профессия психолога чрезвычайно популярна. Там люди стремятся разобраться в своих эмоциях и желаниях, всё лучше понимая, что гнев может быть разрушителен для организма в целом, а ненависть отнимает драгоценные жизненные ресурсы. На востоке люди ищут ответы на вечные вопросы о том, кто есть Я и что есть Душа, каков её путь из одного тела в другое.

Уровень понимания своей психики возможен при условии, когда человек осознаёт, что все объекты, явления и события преходящи. На социальном уровне мы получали удовлетворение от внешних источников, таких как деятельность, взаимоотношения, материальные объекты. Представьте, что эти источники пропадут. Есть интересная работа, любимая семья, хорошие взаимоотношения, материальное благополучие, но в какой-то момент это исчезнет. Психически благополучный человек не будет терять здесь самообладание. Он останется в состоянии эмоционального благополучия, даже если потеряет всё, даже тело. Мы приходим в этот мир голенькими и уходим такими же, это нельзя изменить. Измени, если можешь, и не страдай. Если не можешь изменить, зачем страдать?

Поэтому свастха подразумевает адекватную реакцию на события, которые происходят вовне (социум) и внутри (психика).

4. Духовное благополучие – Ананда

Важным признаком духовного благополучия является то, что оно постоянно возрастает. Каждый день, каждое мгновение всё больше и больше вы испытываете счастье, удовлетворение и радость, что бы ни происходило вокруг. Это не значит, что вас пора сдать куда следует, вы уже понимаете важность и обладаете физической, социальной и психической составляющей здорового образа жизни, вы не больны. Осознание истинного понимания уровня духовного благополучия в наше время от нас требует усилий, ведь духовность сейчас весьма проигрывает материализму, духовность даже продают задорого и делают на ней бизнес. На этом уровне особенно стоит соблюдать принцип золотой середины: является ли истинной духовностью отречение от семьи или круглая сумма за отпущение грехов? Это уровень нравственности, здравомыслия и морали, отсутствия фанатизма и видения истинного положения вещей. Не кажется ли вам, что он возможен лишь в случае соблюдения остальных ступеней здорового образа жизни, ведь как узнать, что есть мораль без социума, и как применить здравомыслие, не испытав на своём теле?

Таким образом, получается, что, если вы заинтересованы в здоровом образе жизни, не ограничивайтесь только отсутствием болезней и поддержанием своего физического тела в норме. Задумайтесь: «Как там у меня со всеми четырьмя уровнями? Если я здоров, не стоит ли мне обратить внимание на социальную сферу, а если и там всё хорошо, не пора ли аккуратно расселить тараканов в голове?»

Конечно, невозможно довести до совершенства одну сферу, сейчас в нашем ведении у каждого из нас сразу все четыре уровня. И в своём истинном значении здоровый образ жизни призван помочь человеку выстроить гармоничную жизнь во всех направлениях, не только в материальных, но и в духовных. В цитате, приведённой в начале этой статьи, вы видите все четыре уровня, и уровень физики тела является базой для построения гармоничной жизни. Социальное неблагополучие влияет на физическое здоровье, нездоровая психика – на отношения в социуме, а бездуховный человек разрушает в первую очередь свою психику, тогда вся пирамида рано или поздно рухнет. Уже сегодня можно с чего-то начать, чтобы сохранить её в равновесии и покое.

Важность здорового образа жизни для детей

Здоровый образ жизни – это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Здоровый образ жизни — это не модное веяние, а необходимость, которая поможет и взрослому и ребёнку организовать свою жизнь, сделать её интереснее, насыщеннее и здоровее.

Если вы предпочитаете активному отдыху лежание на диване, то ребёнок не захочет пойти кататься на лыжах, читать или бегать в парке. Если у вас дома нет книг, а вы постоянно сидите в телефоне, и никогда сами не читаете книг ни ребёнку, ни для себя, то велика вероятность того, что у ребёнка совершенно не будет интереса к чтению, пока не появится тот, кто сможет развить в нём любопытство и любовь к книгам.

Именно вы изначально закладываете в ребёнка большую часть привычек, которые определят его образ жизни в будущем, влияя, как на психологическое, так и на физическое состояние ребёнка.

Конечно не факт, что, если в семье никто никогда не курил, то и у ребёнка не возникнет такого желания, но, если ребёнку с самого детства прививали семейные ценности и здоровые традиции, то это даст свои плоды. Главное делать всё постепенно, но систематично.

Важные составляющие здорового образа жизни:

  • Гигиена
  • Режим дня
  • Рацион питания, еда
  • Зарядка, активные виды спорта
  • Здоровые привычки (бережное отношение к окружающей среде, к природе; разумное использование социальных сетей; чтение и т.п.)

Личная гигиена – это важная составляющая здорового образа жизни: привычка чистить зубы по утрам и на ночь, ежедневно принимать душ, ухаживать за своим телом и проводить гигиенические процедуры и т.п.

Пищевые привычки закладываются ещё в раннем детстве. И то, какой тип питания родители прививают своему ребёнку, скорее всего, будет обуславливать его культуру питания на протяжении всей жизни. Единицам удаётся перебороть и сломать возможно нездоровые тенденции в питании, заложенные в детстве.

Поэтому, наказывая ребёнка из-за его привычек питания, недостаточного (по-вашему) аппетита, или потворствуя его нездоровым пристрастиям в еде, покупая ребёнку очередную вредную «вкусняшку», следует понимать, что вы создаёте у ребёнка вредную привычку неправильно питаться на долгие годы, а также травмирующие психологические паттерны.

Любовь к физической культуре лучше прививать ребёнку с раннего детства. У грудничков можно начать с массажа, потом это может быть гимнастика, утренняя зарядка, можно постепенно закаливать детей с детства.

Можно устраивать дома танцы, вместе с ребёнком заниматься утренней зарядкой. Любая физическая нагрузка будет полезна растущему организму. Дети учатся любить и чувствовать своё тело, и перенаправлять свою энергию.

Очень полезно выбираться вместе с детьми на природу, кататься на лыжах, роликовых коньках, скейтборде и сноуборде, ходить в походы, устраивать пикники всей семьёй по выходным. Это не просто полезно, это сближает семью и друзей.

Чтобы восполнить витамин D и недостаток кислорода, чаще выбирайтесь на солнце, гуляйте в парке, выезжайте на прогулки в лес за город. Хорошо хотя бы раз в год менять «картинку», выбираться куда-то, менять обстановку, отправиться в горы или к морю, чтобы подышать морским или горным воздухом, набраться сил. Всё это, особенно в комплексе, позволяет телу восстанавливаться, и сохранять в тонусе иммунную и нервную системы, как детей, так и взрослых.

Помните и о важности сна и отдыха, физическая активность должна чередоваться с отдыхом, не перегружайте детей, пытаясь полностью занять их день.

Режим и распорядок дня помогают оптимизировать время и распределить правильно отдых с активностью. Чтобы правильно выстраивать режим, могут помочь основы тайм менеджмента, если взрослый умеет распределять своё время, то он сможет грамотно выстроить и режим своего ребёнка.

Будьте здоровы!

В статье использована информация из открытых источников и научных публикаций. Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер. Публикация не может заменить личную консультацию специалиста.

Хотите дополнить информацию в статье или возразить? Мы приветствуем комментарии, предложения или возражения.

Роль и значение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья.

Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

1. наследственность — 20%;

2. окружающая среда — 20%;

3. уровень медицинской помощи — 10%;

4. образ жизни — 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%);

экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология — 15%);

социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%);

медицинский фактор — 10%

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;

ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;

эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;

отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Проектная работа «Значение здорового образа жизни для человека»

ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»

По дисциплине физическая культура.

На тему: «Значение здорового образа жизни для человека».

Обучающаяся группы № 53

Сущность здорового образа жизни.

Основные элементы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) дать определение сущности здорового образа жизни;

2) рассмотреть основные элементы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Сущность здорового образа жизни.

Охрана собственного здоровья ― это непосредственная обязанность каждого человека. Нередко бывает, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20―30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, ― словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Миль штейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни ― это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье».

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье ― это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Основные элементы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: «плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.»

Плодотворный труд ― важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха ― необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон ― равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, ― мы полнеем.

Второй закон ― «соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах». Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов «приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов». Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект

«озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод ― на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% ― от условий, нас окружающих.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье ― наследственность. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество ― выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты.

Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

1. Васильков, А. Теория и методика физического воспитания / А. Васильков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 384 с.

2. Гришина, Ю. Общая физическая подготовка. Знать и уметь / Ю. Гришина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 249 с.

3. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. — М.: Владос, 2003. — 512 с.

4. Евсеев, Ю. Физическая культура / Ю. Евсеев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 448 с.

5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2006. — 368 с.

6. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 435 с.

Читать еще:  Безопасен ли фарингосепт при беременности
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector