0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции строение и возрастные особенности наружного уха

Строение, функции среднего уха и его возрастные особенности.

Среднее ухопредставляет собой систему воздухоносных полостей в толще височной кости и состоит из ба­рабанной полости, слуховой трубы и сосцевидного отростка с его костными ячейками (рис 3.)

Рис. 3. Полости среднего уха:

1 — слуховая труба;

2 барабанная полость;

4 — ячейки сосцевидного отростка

Барабанная полость является цен­тральной частью этой системы и пред­ставляет собой узкое пространство в толще височной кости объемом около 1 см 3 . В барабанной полости различают шесть стенок. Наружной стенкой на большей части ее протяжения являет­ся барабанная перепонка. Остальные стенки — костные. Внутренняя стенка отделяет барабанную полость от внут­реннего уха. В этой стенке есть два от­верстия, называемые окнами: овальное, или окно преддверия (длинный диа­метр 3—4 мм) и круглое, или окно улит­ки (диаметр 1—2 мм). В овальное окно вставлена, как в рамку, подножная пла­стинка стремени, прикрепленная к кра­ям овального окна посредством коль­цевидной связки. Круглое окно затяну­то эластичной тонкой перепонкой, ко­торая носит название вторичной бара­банной перепонки. Верхняя стенка, или крыша барабанной полости, отделяет

барабанную полость от полости черепа. Нижняя стенка граничит с крупным кровеносным сосудом — луковицей яремной вены. В задней стенке внизу имеется отверстие, соединяющее барабанную по­лость с пещерой сосцевидного отростка.

Верхняя и нижняя стенки барабанной полости часто бывают очень тонкими, а нередко, особенно в раннем детском возрасте, в этих стенках бывают отверстия. Тогда слизистая оболочка барабан­ной полости прилегает непосредственно к мозговой оболочке или к луковице яремной вены, что представляет значительную опасность в смысле возможного перехода воспалительного процесса из бара­банной полости на мозговые оболочки или на стенки яремной вены. В толще внутренней и задней стенок барабанной полости находится канал ли­цевого нерва. Благодаря тесной анато­мической близости между этим каналом и барабанной полостью лицевой нерв может быть вовлечен в воспалительный процесс, развивающийся в среднем ухе, а при опе­рациях на среднем ухе возникает опас­ность ранения лицевого нерва.

В барабанной полости помещается цепь слуховых косточек (рис. 4), состоящая из молоточка, наковальни и стремени. Моло­точек имеет головку, рукоятку и два отрост­ка (короткий и длинный).

Наковальня со­стоит из тела, короткого и длинного отрост­ков. Стремя состоит из двух дужек, головки и подножной пластинки. Рукоятка молоточка вращена в фиброзный слой барабанной перепон­ки, причем нижний конец рукоятки образует в центре барабанной пе­репонки выступ — пупок, а короткий отросток образует выпячивание в передне-верхней части. Эти выступы определяют тот характерный вид, который имеет барабанная перепонка при осмотре. Головка мо­лоточка сочленяется с телом наковальни, а она своим длинным отрост­ком сочленяется с головкой стремени. Подножная пластинка стреме­ни, как было сказано, входит в овальное окно, соединяющее среднее ухо с внутренним. Определенное напряжение барабанной перепонки и цепи слуховых косточек обеспечивается двумя мышцами — натяги­вающей барабанную перепонку и стремянной. Первая из них прикре­пляется к рукоятке молоточка, а вторая — к головке стремени.

Слуховая, или евстахиева, труба представляет собой канал дли­ной (у взрослых) 3,5 см, соединяющий барабанную полость с носо­глоткой. Барабанное устье евстахиевой трубы расположено в перед­ней стенке барабанной полости, а носоглоточное — в боковой стен­ке носоглотки. Та часть евстахиевой трубы, которая прилежит к бара­банной полости, является костной, а часть, обращенная к носоглот­ке, имеет хрящевые стенки. Вся евстахиева труба выстлана мерца­тельным эпителием: движение его волосков направлено в сторону носоглотки. Стенки хрящевой части евстахиевой трубы, обычно со­прикасающиеся между собой, в момент глотания (благодаря сокра­щению глоточных мышц) расходятся, пропуская воздух из носоглот­ки в барабанную полость. У маленьких детей евстахиева труба ко­роче и просвет ее шире, чем у детей старшего возраста и у взрослых.

Сосцевидный отросток представляет собой костное образование, похожее по форме на сосок, откуда и произошло его название. Это отросток височной кости, расположенный позади ушной раковины. В толще сосцевидного отростка находятся ячейки, сообщающиеся друг с другом посредством узких щелей. Форма, величина и число этих ячеек очень изменчивы, но одна из них, самая крупная, нося­щая название пещеры (антрум), имеется постоянно. Пещера сооб­щается с барабанной полостью через отверстие в задней стенке по­следней. Пещера отделяется от полости черепа костной пластинкой, иногда очень тонкой. Ячейки сосцевидного отростка доходят ино­гда до большой венозной пазухи мозга (поперечного синуса) и от­деляются от нее также лишь тонким слоем кости.

У детей приблизительно до двух лет сосцевидный отросток еще не развит и выглядит как костный бугорок. Однако пещера сущест­вует уже у новорожденного ребенка.

Все полости среднего уха (барабанная полость, евстахиева труба и ячейки сосцевидного отростка) наполнены воздухом, а стенки их выстланы тончайшей слизистой оболочкой, являющейся продолже­нием слизистой оболочки носоглотки. Обмен воздуха в среднем ухе происходит через евстахиеву трубу: при глотательных движениях воздух из носоглотки поступает в евстахиеву трубу, а оттуда — в барабанную полость и отчасти в ячейки сосцевидного отростка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10921 — | 7416 — или читать все.

Читать еще:  Про строение уха кратко

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Строение и функции наружного уха. Возрастные особенности наружного уха

Основной функцией органов слуха является восприятие колебаний воздушной среды. Органы слуха тесно связаны с органами равновесия. Рецепторные аппараты слуховой и вестибулярной системы расположены во внутреннем ухе. Слуховые восприятия очень тесно связаны с речью – ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность, хотя речевой аппарат у него абсолютно нормален. Орган слуха. Орган слуха человека состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.

Наружное ухо служит для улавливания звуков, его образуют ушная раковина и наружный слуховой проход. Определение направления звука у человека связано с бинауральным слухом, т. е. со слышанием двумя ушами. Любой боковой звук поступает в одно ухо раньше, чем в другое. Разница во времени (несколько долей миллисекунды) прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность определить направление звука. При поражении одного уха человек определяет направление звука вращением головы.

Наружное и среднее ухо разделяются барабанной перепонкой, представляющей собой тонкую соединительно-тканную пластинку.

Среднее ухо представляет собой барабанную полость, которая имеет форму маленького плоского барабана с туго натянутой колеблющейся перепонкой и слуховой трубой. В полости среднего уха находятся сочленяющиеся между собой слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко.

Внутреннее ухо находится в каменистой части височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани, который как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму.

В коре больших полушарий находится несколько слуховых центров. Некоторые из них (нижние височные извилины) предназначены для восприятия более простых звуков – тонов и шумов. Другие связаны со сложнейшими звуковыми ощущениями, которые возникают в то время, когда человек говорит сам, слушает речь или музыку.

Для слухового анализатора звук является адекватным раздражителем. Звуковые волны возникают как чередование сгущений и разрежений воздуха и распространяются во все стороны от источника звука. Все вибрации воздуха, воды или другой упругой среды распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы).

Верхний звуковой порог у взрослого человека составляет 20 000 Гц; самый низкий – 12–24 Гц.

У новорожденных полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью. Это затрудняет колебания слуховых косточек. Со временем жидкость рассасывается, и вместо нее из носоглотки через евстахиеву трубу проникает воздух. Новорожденный ребенок при громких звуках вздрагивает, у него изменяется дыхание, он перестает плакать. Более четким слух у детей становится к концу второго – началу третьего месяца.

Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости.

7) Среднее ухо образовано рядом сообщающихся между собой полостей; барабанной полостью, антрумом, ячейками сосцевидного отростка, евстахиевой трубой. Барабанная перепонка. Барабанная перепонка вставлена в костное кольцо барабанной части височной кости (sulcus tympanicus), утолщаясь по периферии в виде annulus fibrosus. У новорожденного перепонка имеет округлую форму, у взрослого форма ее приближается к овалу. У зародыша барабанная перепонка занимает почти горизонтальное положение, а у новорожденного она наклонена по отношению к оси наружного слухового прохода приблизительно на 30 градусов у взрослого указанный наклон составляет уже 40—50°. Верхний отдел барабанной перепонки направлен кнаружи более, чем нижний, а задний отдел—более, чем передний. Таким образом, верхний и задний края перепонки находятся ближе, чем нижний и передний, к наружному отверстию слухового прохода, и угол между перепонкой и задневерхней стенкой наружного слухового прохода тупой (140°), тогда как с передненижней стенкой перепонка образует острый угол (27). В связи с этим уже при легком воспалительном процессе граница между барабанной перепонкой и задневерхней стенкой наружного слухового прохода стушевывается. Барабанная перепонка, как уже отмечалось, вставлена и укреплена в костном кольце барабанной части височной кости. Лишь в верхнем отделе это кольцо прерывается и верхний отдел перепонки прикрепляется к чешуе височной кости. Основная часть барабанной перепонки, обрамленная костным кольцом, называется натянутой—pars tensa, верхняя же часть барабанной перепонки (значительно меньшая), соответствующая ривипиевой вырезке, называется вялой, отвислой—pars flaccida, пли membrana Schiapnelli. В pars flaccida отсутствует средний слой барабанной перепонки (membrana propria), состоящий из фиброзных волокон, который имеется в натянутой части перепонки. Эти фиброзные волокна в наружном их слое располагаются радиарно, а во внутреннем циркулярно. Рукоятка молоточка как бы впаяна в фиброзный слой посредством оплетающих ее радиарных волокон, которые сращены с периостом рукоятки. Короткий отросток молоточка прикреплен к барабанной перепонке посредством циркулярных волокон, связанных с его перихондрием. Кроме указанных фиброзных волокон, все слои барабанной перепонки соединены между собой пронизывающими всю толщу перепонки тоненькими соединительнотканными волоконцами. Барабанная перепонка имеет у взрослого толщину пергаментной бумаги—0,1 мм, в шрапнеллевой части она еще тоньше. Продольный диаметр перепонки взрослого в ее натянутой части равен 9—10 мм, поперечный диаметр составляет 8—9 мм. Размеры шрапнеллевой мембраны: продольный диаметр в среднем 2 мм, поперечный—3 мм. Само собой разумеется, что эти цифры подвержены значительным колебаниям в зависимости от возрастных и индивидуальных различий. Цвет барабанной перепонки жемчужно-серый со слабым блеском. При отоскопии в условиях дневного освещения естественный цвет перепонки сохраняется, при электрическом освещении приближается к желтовато-серому, а при освещении керосиновой лампой или свечкой приобретает красноватый оттенок.

Читать еще:  Что делать если вы заметили симптомы разрыва барабанной перепонки

Важнейшим, неотъемлемым и незаменимым звеном исследования органа слуха является отоскопия. Под этим термином понимают осмотр наружного слухового прохода, барабанной перепонки, а при нарушении их целости и полостей среднего уха с помощью специального освещения и с применением особого инструментария. В понятие практической отоскопии входит также зондирование под контролем зрения тех или других участков уха, осмотр уха при увеличении с помощью лупы или микроскопа, определение подвижности барабанной перепонки с помощью воронки Зигле. Методика отоскопии хорошо известна, поэтому мы коснемся лишь некоторых деталей. Необходим тщательный осмотр стенок наружного слухового прохода и всей барабанной перепонки, включая и шрапиеллеву часть.

При этом нужно особое внимание уделить линиям, разделяющим стенки слухового прохода с барабанной перепонкой. Как правило, нужно применять воронки максимальной ширины, ибо только при этом можно видеть сразу всю перепонку и прилегающие части кожи наружного слухового прохода. При меньших по размеру воронках перепонка осматривается частями, и цельного впечатления о ней не получается. Если на перепонке имеются корочки или куски серы, их нужно удалить, так как они могут прикрывать прободение перепонки, и последняя может быть ошибочно признана нормальной. В некоторых случаях такое ошибочное заключение приводит к тяжелым последствиям: не распознается гнойное воспаление среднего уха и своевременно не производится требующаяся показаниям операция уха. Очистка слухового прохода и барабанной перепонки производится при помощи тонких зондов о стерильной ватой. Вату рекомендуется смачивать вазелиновым маслом, благодаря которому уменьшается раздражение стенок и облегчается удаление к рочек. Ее и при первом осмотре очистить ухо не удается, нужно назначить вазелиновое масло (вливать в ухо 2—3 раза в день по 5 капель) в течение нескольких дней и только после этого приступить к очистке. Промывание водой в целях очистки уха при подозрении на наличие сухой перфорации противопоказано: оно может инфицировать среднее ухо. При гноетечении из уха должно быть произведено полное удаление гноя. При некоторых патологических изменениях рубцы барабанной перепонки, эпидермизация внутренней стенки барабанной полости—иногда трудно разобраться в отоскопической картине. Наличие опознавательных пунктов не всегда помогает различению, так как положение, вид и направление короткого отростка и рукоятки молоточка, светового рефлекса и складок перепонки могут резко измениться. В качестве дифференциального признака мы рассматриваем наличие или отсутствие болевого ощущения при дотрагивании зондом; в первом случае — это барабанная перепонка (она богато иннервируется веточками тройничного нерва), во втором—внутренняя стенка полости или рубец. Большую помощь для дифференциации часто оказывает проба с воронкой Зигле. При сгущении или разрежении посредством баллона воздуха в наружном слуховом проходе происходят колебания барабанной перепонки, которые можно наблюдать через стеклянную пластинку. Воронку вводят в слуховой проход с несколько сжатым резиновым баллончиком. Необходимо, чтобы воронка герметически закрыла слуховой проход, так как только в этом случае можно при небольших изменениях давления наблюдать колебания перепонки. Отсасывание и нагнетание воздуха производятся под контролем зрения и осторожно, чтобы не причинить боль.

Особенности строения органов слуха в разном возрасте

Основная функция органа слуха у человека – воспринимать колебания воздушной среды, что в целом можно охарактеризовать, как способность слышать. Эта часть нашего организма тесно связана с органами равновесия и начинает формироваться еще во время внутриутробной жизни.

Развитие

Первые составляющие органа слуха закладываются достаточно рано – еще в первые недели эмбрионального развития. По мере роста плода звуковоспринимающий аппарат активно формируется, уже к восьмому месяцу внутриутробной жизни плод способен воспринимать звуки в границах 20–5000 Гц, двигаясь в ответ на такое раздражение.

После появления ребенка на свет слуховая система продолжает совершенствоваться, хоть уже и способна к функционированию. Окончательное созревание органа слуха происходит к подростковому возрасту.

Реакции

Новорожденный ребенок способен реагировать на достаточно громкие звуки, что проявляется рядом безусловных реакций:

  • Зажмуриванием.
  • Вздрагиванием.
  • Изменениями сердцебиения и дыхания.
  • Паузой в сосании.

Подобные реакции управляются подкорковыми участками головного мозга, так как слуховые центры, локализованные в коре мозга, еще продолжают созревать. Характерная реакция на звук наблюдается у детей только к четвертой — шестой неделе жизни.

Этапы развития

Орган слуха продолжает свое постепенное развитие в соответствии с определенным графиком:

  1. Ушная раковина новорожденных малышей выглядит уплощенной, состоит из мягкого хряща и покрыта тоненькой кожей. Мочка, которая носит наименование дольки ушной раковины, отличается небольшими размерами. На протяжении первых пары лет жизни размеры ушной раковины у ребенка интенсивно увеличиваются, второй активный период роста наступает после десяти лет. При этом в длину такой участок растет быстрее, нежели в ширину. Так, у новорожденного ребенка ушная раковина по высоте лишь несущественно превышает ширину, а у взрослого эти параметры отличаются практически в два раза.
  2. Наружное ухо. Протяженность наружного слухового прохода у новорожденных и малышей раннего возраста является меньшей, нежели у взрослых. Также у деток такой участок является более узким, отличается щелевидной формой. Его образует исключительно хрящевая ткань. С ростом ребенка просвет становится овальным, а к подростковому возрасту – окостеневает.

Нарушения развития органов слуха у детей чаще всего носят врожденный характер и в некоторых случаях могут привести к глухоте. Однако причиной проблем может стать и неблагоприятное воздействие различных факторов на детский организм уже после появления на свет.

Возрастные особенности

Поэтапное формирование органа слуха сопровождается совершенствованием способности воспринимать звуковые колебания. Возрастные особенности слуха:

Нарушения слуха отрицательно сказываются на физическом и психологическом развитии детей. Поэтому родителям важно следить за тем, как ребенок воспринимает звуковые колебания в разном возрасте, и анализировать, соответствуют ли возрастные особенности органов слуха норме. Кроме того, важно способствовать функциональному развитию слухового аппарата:

  • Нужно заниматься с детьми музыкой либо пением с раннего возраста. Особенно важную роль играют такие занятия в дошкольном возрасте.
  • На пользу пойдут занятия танцами, ритмикой и пр. Некоторые специалисты уверяют, что развитию слухового анализатора способствует фигурное катание и художественная гимнастика.
  • Важно учить малышей прислушиваться к тихим звукам, к примеру, шелесту листьев, чириканью птиц, шуму ветра и пр.
  • Необходимо беречь детские уши от громких звуков, а также предупреждать физическое либо умственное утомление и резкие температурные перепады.

Анализировать правильность и особенности развития слухового аппарата под силу специалисту-отоларингологу. Коррекция обнаруженных нарушений должна осуществляться как можно раньше.

Особенности строения органов слуха в разном возрасте

Основная функция органа слуха у человека – воспринимать колебания воздушной среды, что в целом можно охарактеризовать, как способность слышать. Эта часть нашего организма тесно связана с органами равновесия и начинает формироваться еще во время внутриутробной жизни.

Развитие

Первые составляющие органа слуха закладываются достаточно рано – еще в первые недели эмбрионального развития. По мере роста плода звуковоспринимающий аппарат активно формируется, уже к восьмому месяцу внутриутробной жизни плод способен воспринимать звуки в границах 20–5000 Гц, двигаясь в ответ на такое раздражение.

После появления ребенка на свет слуховая система продолжает совершенствоваться, хоть уже и способна к функционированию. Окончательное созревание органа слуха происходит к подростковому возрасту.

Реакции

Новорожденный ребенок способен реагировать на достаточно громкие звуки, что проявляется рядом безусловных реакций:

  • Зажмуриванием.
  • Вздрагиванием.
  • Изменениями сердцебиения и дыхания.
  • Паузой в сосании.

Подобные реакции управляются подкорковыми участками головного мозга, так как слуховые центры, локализованные в коре мозга, еще продолжают созревать. Характерная реакция на звук наблюдается у детей только к четвертой — шестой неделе жизни.

Этапы развития

Орган слуха продолжает свое постепенное развитие в соответствии с определенным графиком:

  1. Ушная раковина новорожденных малышей выглядит уплощенной, состоит из мягкого хряща и покрыта тоненькой кожей. Мочка, которая носит наименование дольки ушной раковины, отличается небольшими размерами. На протяжении первых пары лет жизни размеры ушной раковины у ребенка интенсивно увеличиваются, второй активный период роста наступает после десяти лет. При этом в длину такой участок растет быстрее, нежели в ширину. Так, у новорожденного ребенка ушная раковина по высоте лишь несущественно превышает ширину, а у взрослого эти параметры отличаются практически в два раза.
  2. Наружное ухо. Протяженность наружного слухового прохода у новорожденных и малышей раннего возраста является меньшей, нежели у взрослых. Также у деток такой участок является более узким, отличается щелевидной формой. Его образует исключительно хрящевая ткань. С ростом ребенка просвет становится овальным, а к подростковому возрасту – окостеневает.

Нарушения развития органов слуха у детей чаще всего носят врожденный характер и в некоторых случаях могут привести к глухоте. Однако причиной проблем может стать и неблагоприятное воздействие различных факторов на детский организм уже после появления на свет.

Возрастные особенности

Поэтапное формирование органа слуха сопровождается совершенствованием способности воспринимать звуковые колебания. Возрастные особенности слуха:

Нарушения слуха отрицательно сказываются на физическом и психологическом развитии детей. Поэтому родителям важно следить за тем, как ребенок воспринимает звуковые колебания в разном возрасте, и анализировать, соответствуют ли возрастные особенности органов слуха норме. Кроме того, важно способствовать функциональному развитию слухового аппарата:

  • Нужно заниматься с детьми музыкой либо пением с раннего возраста. Особенно важную роль играют такие занятия в дошкольном возрасте.
  • На пользу пойдут занятия танцами, ритмикой и пр. Некоторые специалисты уверяют, что развитию слухового анализатора способствует фигурное катание и художественная гимнастика.
  • Важно учить малышей прислушиваться к тихим звукам, к примеру, шелесту листьев, чириканью птиц, шуму ветра и пр.
  • Необходимо беречь детские уши от громких звуков, а также предупреждать физическое либо умственное утомление и резкие температурные перепады.

Анализировать правильность и особенности развития слухового аппарата под силу специалисту-отоларингологу. Коррекция обнаруженных нарушений должна осуществляться как можно раньше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector