1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверяем слух ребенка у врача и дома

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь

По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.

Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта. Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена. Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в О слухе

Где брать силы

Красивая и правильная речь ребенка – это результат регулярных занятий и упорного труда. Причем потрудиться нужно не только детям, но и их родителям.

Привезти на занятия, поиграть вместе с ребенком, покормить или поддержать – на все требуются силы.

А может все-таки самому? Еще раз о настройке слуховых аппаратов

Настройка слухового аппарата – дело тонкое. Чтобы добиться желаемого звучания, нужно учесть много деталей. На какие моменты нужно обратить внимание и можно ли заняться настройкой самостоятельно? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье. Читать далее →

Почему у слышащих родителей может родиться глухой ребенок

Этим вопросом задается каждая семья, в которой появляется ребенок со сниженным слухом. Как же так? Почему у нас, ведь мы все хорошо слышим?
Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, нужно вникнуть в теорию.
Читать далее →

Как проверить слух у ребенка?

Хороший слух — залог гармоничного речевого и психоэмоционального развития ребенка. Но слуховая функция человека — одна из самых сложных, а потому в любом возрасте может возникнуть ее снижение. Именно поэтому проверка слуха у детей — обязательная часть любого медосмотра. Проверить, насколько хорошо ребенок слышит, можно и самостоятельно.

Когда нужна проверка?

Медицинские проверки слуховой функции проводятся начиная со 2-3 суток после рождения малыша и время от времени повторяются на протяжении всей жизни человека. Ребенок проходит проверку в 3 месяца, в полгода, в год, при оформлении в садик и школу, на школьных медосмотрах и в рамках диспансеризации, при поступлении в ВУЗ и в военкомате.

Все дело в том, что незначительные потери слуха от рождения очень сложно поддаются диагностике в раннем возрасте, а родившийся здоровым малыш вполне может утратить хороший слух после тяжело перенесенных ОРВИ, гриппа, после акустической травмы или удара по голове. Слух более нестабилен, чем зрение, и проверять его нужно чаще.

Задуматься о внеплановой проверке родителям стоит в том случае, если появляются сомнения в том, что кроха хорошо слышит и воспринимает на слух окружающий мир.

Признаков нарушения слуха существует много. В каждом возрасте они свои. Проверить слух в медицинском учреждении стоит, если:

  • ребенок в возрасте 1-2 месяцев не обращает внимания на громкие внезапные звуки (зазвонил будильник, раздался дверной звонок, громко хлопнула дверь, упал тяжелый предмет). Ребенок при этом не вздрагивает, не ищет глазами источник звука, не пугается, не вскидывает ручки, ножки;
  • в возрасте 3 месяцев и старше малыш не реагирует на голос мамы, не узнает его, не пытается искать маму глазами, если она говорит в отдалении от его кроватки;
  • в 4 месяца не реагирует на голоса других людей, на звуки игрушек;
  • до 6 месяцев отсутствуют признаки гуления;
  • в год ребенок только мычит, не произносит звуков и слогов;
  • в два года нет минимального словарного запаса, ребенок не выполняет просьб взрослого;
  • если ребенок мало общается, не заинтересован в этом, часто проявляет агрессию;
  • чадо часто переспрашивает;
  • при диалоге ребенок напряженно внимательно следит за артикуляцией, губами и выражением лица собеседника;
  • просматривая фильм или мультфильм, старается сделать его громче;
  • сложно воспринимает телефонные слова, все время переносит трубку от одного уха к другому.
Читать еще:  Сухость в носоглотке причины и лечение

Помимо общего снижения слуха, признаки которого мы описали, существует потеря восприятия определенных диапазонов. Так, некоторые дети нормально воспринимают разговорную речь, но не воспринимают пения птиц на улице, не слышат, как шуршат листья под ногами. А некоторые не слышат, как капает вода из крана, но на нормальной громкости могут смотреть телевизор.

Степени и формы потери слуха бывают разными, и проявляются они по-разному.

Если вам кажется, что малыш чего-то не слышит или не дослышивает, не разбирает, страдает отчетливость восприятия звуков, обязательно нужно показать его ЛОР-врачу и детскому сурдологу в сурдологическом центре.

Аппаратные методы

Существует достаточно много медицинских способов проверить, как слышит ваше чадо. Для маленьких нередко применяется игровая аудиометрия. Этот метод оптимален для детей в возрасте двух-четырех лет. Малышу выдают наушники и оглашают правила игры: нужно бросить мячик в ведерко или корзинку тогда, когда поступит звуковой сигнал. В наушники подаются звуки разных частот. По реакции малыша сурдолог определяет, какие частоты доступны для его восприятия, а какие — нет.

Еще один вариант игровой аудиометрической проверки заключается в том, чтобы ребенок нажимал на клавишу, сидя перед монитором компьютера. В наушниках ребенку подают звуки природы, животных, речи людей, его задача нажать на кнопку тогда, когда он слышит звуки и может их идентифицировать.

Универсальный метод проверки слуха, широко распространенный в сурдологических центрах, в поликлиниках — метод тональной аудиометрии. Тестирование проводится в специальном звукоизолированном кабинете. Ребенку предлагают надеть наушники и воспроизводят звуки разных диапазонов и частот. Если он слышит звук, то нажимает кнопку или поднимает руку, если нет, доктор воспроизводит следующий звук, и так до того порога, когда ребенок будет слышать. Таким образом определяется порог слышимости конкретного ребенка в разных диапазонах.

Метод отоакустической эмиссии применяется для самых маленьких — именно таким методом проводят скрининги слуха в роддоме на 2-3 сутки после рождения ребенка, в поликлинике в месячном, трехмесячном, шестимесячном возрасте. Лучше, если ребенок спит на момент обследования или находится в состоянии покоя, например, сосет грудь.

В ушко крохе вводится гибкий зонд, подключенный к переносному прибору. Прибор посылает в ушко звуки разных частот и через некоторое время регистрирует вернувшийся обратно ответ колебаний волосковых клеток внутреннего уха. Если ответ есть, ребенок слышит, если ответа нет, восприятия звука отсутствует.

Тимпанометрия — еще один информативный метод оценки слуховой функции. Он предназначен для оценки работы среднего уха и барабанной перепонки. В ухо вводится зонд, который будет регистрировать колебания перепонки при проводимости звуков.

Если эти методы выявляют отклонения от норм, для установления причин тугоухости используют метод камертонов. Оценка восприятия высоких и низких звуков позволяет судить о том, какой отдел слуховых анализаторов пострадал.

Тестируем самостоятельно

Проверка остроты слуха в домашних условиях по точности, естественно, не может сравниться с проверкой на аппарате, но этого от нее и не требуется. Домашняя проверка нужна родителям для того, чтобы подтвердить опасения и отправиться потом к врачу, либо для того, чтобы успокоиться и перестать переживать.

Домашнее самостоятельное тестирование слуха ребенка зависит от его возраста.

До года

В грудном возрасте можно самостоятельно только оценить общую картину — есть слух или нет. Отклонения слуховой функции, если у ребенка нет полной глухоты, оценить довольно сложно. Обычно проверяют поведенческие реакции малыша — в ответ на звук с двух месяцев ребенок оживляется, скидывает ручки-ножки, с трех месяцев начинает искать глазами источник звука.

Можно применить так называемый крупяной тест. Три одинаковых баночки заполняют крупами наполовину: одну — манкой, другую — гречкой, третью — горохом.

Один взрослый отвлекает ребенка игрушкой без звука, а второй трясет банкой в полуметре от детского ушка. Сначала применяют манку, потом гречку, потому горох.

Так оценивают, способен ли ребенок слышать высокие, средние и низкие звуки. Между баночками нужно делать паузу в пару минут. В идеале ребенок обозначит свою заинтересованность звуком, отвлекшись от созерцания игрушки, начав искать взглядом источник звука.

От 1 до 3 лет

В этом возрасте можно активно применять игрушки с самым разным звучанием — от тихих погремушек до громких дудочек и барабанов. Главное — подавать звук со спины ребенка и оценивать его реакцию. Увеличивается дистанция, с которой подается звук. Теперь это уже не 0,5-1 метр, а около 2 метров.

Старше 3 лет

Детям постарше, уже умеющим говорить, слух проверяют шепотной и разговорной речью. Если ребенок еще плохо говорит, то лучше воспользоваться методами, описанными выше. С 4-5 лет метод оценки слуха речью применяется уже для всех.

Важно понимать, что разговорную речь ребенок со здоровым слухом воспринимает с расстояния до 20 метров и дальше, а шепотную — с 6 метров. Обеспечьте тишину в помещении, выключите все, что отвлекает (вентилятор, телевизор).

Попросите ребенка встать у стены и отойдите от него на шесть метров. Малыш повернут правым боком к родителю, левое ухо следует закрыть ватным тампоном. Если ребенок большой, он может закрыть второе ухо пальцами.

Без голосовых усилий, на выдохе шепотом взрослый произносит числа от 1 до 100 либо пары слов, которые обычно сурдологи и отоларингологи используют для оценки слуховой функции. Задача чада — повторить сказанное слово или число.

Если ребенок не слышит подряд три слова, сказанных с шести метров, нужно приблизиться на метр и повторить их. Если опять нет слышимости, приближаются еще на метр и все повторяется снова.

Когда ребенок услышит и повторит слова, нужно зафиксировать, с какого расстояния он смог это сделать правым и левым ухом. Это поможет понять, насколько велика потеря слуха:

  • 6 метров и более на каждое ухо — слух нормальный;
  • 5-2 метра — незначительная потеря слуха;
  • 1 метр — средняя степень утраты слуха;
  • 0,5 метра — не воспринимает вообще — сильная степень снижения слуховой функции.

Для шепотной проверки используют слова, фонетически сбалансированные по высоким и низким звукам. Вот несколько пар, которые вы можете применять для своего ребенка:

  • мама — мальчик;
  • дом — лампа;
  • стол — час (часы);
  • дедушка — сапоги;
  • парта — муха;
  • врач — чай.

Не пытайтесь произносить слова, значения которых ребенок не знает в силу возраста.

После проверки шепотом можно провести проверку разговорной речью с 20 метров со спины.

Полезные программы и приложения для самодиагностики

В Интернете существует немало аудиопрограмм и приложений для самостоятельной проверки слуха. Но они не подходят для малышей, поскольку требуют индивидуальной калибровки.

С 8-10 летнего возраста ребенок вполне может ими воспользоваться.

Достаточно скачать и установить приложение на свое устройство и купить хорошие наушники. Есть проверки онлайн. Они основаны на том, что человек воспринимает ухом слышимый диапазон от 15 до 20 тысяч Гц. Программа будет воспроизводить звуки, а человек – нажимать кнопку, если он их слышит.

В результате получатся данные, схожие с данными аудиометрии, но, увы, менее точные, хотя для домашней проверки более точные, чем шепотная или разговорная речь.

Некоторые из программ можно найти на сайтах, которые распространяют музыкальный контент в качестве тестовых файлов настройки многоканальных аудиосистем. Некоторые созданы специально для домашней аудиометрии, например, Home Audiometer или слуховой тест Mimi.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Достаточно большая часть моей работы связана с проверкой слуха у детей с различными задержками психо-речевого развития. И в последние годы таких детей становится все больше. Каждый рабочий день, я обследую минимум 2-3 таких пациентов. Все они очень похожи друг на друга – не говорят или почти не говорят, погружены в себя и делают только то, что им интересно, не демонстрируют реакции на не интересующие звуки (особенно на приеме у педиатра, невролога, психиатра). Их легко узнать даже до момента входа в кабинет – часто возбуждены, кричат, произносят монотонные звуки, родителям не удается их контролировать.

Кто направляет?

Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития. Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха. При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.

А есть ли повод для сомнений?

Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит. Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?

Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.

Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.

Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?

Как обследуется слух у таких детей?

В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.

Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук. Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции. Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача. Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.

Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом. При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени. Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации. Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач. Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат. И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально. Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима.

Читать еще:  Стучит в ухе как молоток причины симптом шума

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха. Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась. Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени. Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений. Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей. Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

Можно ли проверить слух новорожденного в домашних условиях?

Каждая молодая мама должна вовремя вместе с врачом уметь обнаружить проблемы с ушами у своего малыша. Чем раньше будут выявлены нарушения слуха у ребенка, тем больше у него шансов получить своевременное лечение и вырасти здоровым.

Группы риска по слуху

Врачами-отоларингологами замечено, что больше рискуют появиться на свет с нарушениями слуха дети, которые:

  • родились недоношенными (ранее 38 недели беременности);
  • имеют врожденные аномалии развития костей черепа;
  • мало весили при рождении (менее 2,5 кг);
  • страдали внутриутробными инфекциями, полученными от матери (токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха);
  • имеют отягощенную по тугоухости наследственность;
  • лечились от какого-либо заболевания препаратами, негативно сказывающимися на ушах (некоторые виды антибиотиков).

Расстройства звуковосприятия бывают как врожденными, так и приобретенными. С учетом области повреждения слухового анализатора выделяют нарушения следующих видов:

  1. Нейросенсорные. Они возникают после перенесенных внутриутробно инфекций или токсикоза беременности у матери. Либо передаются по наследству.
  2. Тугоухость кондуктивного характера. К такой патологии относятся ушные заболевания, травмы наружного и среднего отделов органа слуха. Эти нарушения хорошо поддаются лечению либо корригируются усилителями звука.
  3. Смешанные. Представляют собой сочетание предыдущих типов патологий слуха.

  • Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка?

    Хотя то, как слышит грдничок, проверяется врачом несколько раз в течение первого года жизни, мама должна внимательно наблюдать за реакцией ребенка на окружающие звуки, которые делятся на 2 вида:

    1. Высокочастотные. Это пение птиц, звонкий голос, шелест листьев.
    2. Низкочастотные. К ним относятся: стук, мужской голос, шум машин, удары погремушки.

    Тяжелые нарушения слуха, когда малыш родился совсем глухим, легко выявляются при обследовании в роддоме. С небольшими отклонениями дело обстоит труднее. Такие дети хорошо воспринимают низкочастотные звуки, но совсем не реагируют на высокочастотные. При проверке слуха у новорожденных с начальными степенями патологии нередко медики получают ложноотрицательные ответы, т. е. отклонения в слуховом восприятии не обнаруживаются, хотя они присутствуют.

    Иногда родители тоже долго не подозревают, что у их крохи есть проблемы со слухом. Однако нужно знать, что хорошо слышащий ребенок:

    • в 1-4 месяца не может спать в шумной комнате, плачет, пугается и вздрагивает от громких резких звуков;
    • в 5-6 месяцев отвечает на ласковую речь, обращенную к нему, улыбкой, лепетанием, гулением;
    • в 7-8 месяцев по просьбе указывает пальчиком на предмет, знает свое имя, пытается самостоятельно произносить звуки;
    • в возрасте 9-10 месяцев произносит первые слова – «мама», «баба», «папа»;
    • в 12-18 месяцев начинает разговаривать простыми фразами.

    Если вы заметили, что сверстники вашего малыша обходят его по каким-либо показателям, следует насторожиться: возможно, он плохо слышит.

    В возрасте до 1 года

    Развитие слухового восприятия начинается со дня появления ребенка на свет. Одни звуки новорожденный слышит, другие пока нет. Это происходит по причине незрелости некоторых областей головного мозга и невосприимчивости их к отдельным звукам.

    На третьем-четвертом месяце жизни у грудничка уже вырабатывается реакция на окружающие звуки. Двухмесячный младенец поворачивает голову на знакомый голос и прислушивается, а от внезапного резкого шума вздрагивает. К полугоду диапазон воспринимаемых ребенком звуков расширяется.

    Слух у младенца развивается в течение первого года жизни постепенно. С каждым месяцем нервная система ребенка становится все более совершенной. Его уши начинают правильно воспринимать внешние сигналы и передавать полученную информацию в мозг. Грудничок реагирует на звуки соответственно: услышав родной мамин голос или детскую песенку, он выражает положительные эмоции, радость. В ответ на громкие неприятные звуки он, наоборот, сжимается и плачет.

    В возрасте старше 1 года

    Если ребенку уже исполнился год, его слух можно проверить следующим образом:

    1. Положите вместе несколько любимых игрушек малыша (кукла, мяч, мишка, слоник и т. д.).
    2. Сидя около ребенка, шепотом предложите ему принести вам, например, слоника.
    3. Когда он выполнит задание, отойдите на несколько шагов дальше от крохи и попросите его принести куклу.
    4. Если ребенок никак не реагирует на просьбу, то повторите ее громче, переходя с шепота на голос.
    5. По реакциям малыша определите, с какого расстояния он слышит произнесенную шепотом речь.

    С детьми 2-3 лет можно поиграть в игру, которая требует от них знания частей тела животного или человека. Постепенно удаляясь от малыша, шепотом просите его показать, где у мишки носик, у собачки хвостик, у куклы глазки и т. п. При нарушении слуха ребенок не будет реагировать на сказанные ему слова и просьбы.

    В норме дети в 1-3 года должны услышать слова, сказанные голосом разговорной громкости с расстояния 5-6 м. При этом нужно быть уверенными, что словарный запас вашего крохи позволяет ему понять, о чем речь.

    Слух ребенка 3-5 лет можно оценить по его реакции на шепот с расстояния в шесть метров.

    Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

    Врожденные нарушения слуха имеют широкую палитру выраженности – от слабой тугоухости до полной глухоты. Впервые врач-сурдолог проверяет слух новорожденного еще в родильном доме. С этой целью через 3 дня после появления на свет младенец проходит 2 обследования:

    1. Отоакустическую эмиссию (ОАЭ). При этом в наружный слуховой проход новорожденного вводится тонкий зонд, который собирает информацию о реакции внутреннего уха на звуки. Процедура длится 5 минут и не причиняет дискомфорта малышу.
    2. Оценку слухового потенциала клеток мозга. Прибор проверки слуха новорожденных состоит из 4-5 электродов, укрепляемых на головке малыша, и наушников, в которые подаются звуки различной интенсивности. При помощи записывающего устройства в течение 10-15 минут фиксируются сигналы, подаваемые мозговыми клетками в ответ на звуковые раздражители.

    Родителям нужно знать, что эти методы не способны определить слабые степени тугоухости у ребенка. И если даже новорожденный оба теста прошел, то это не дает 100%-ной гарантии, что он обладает нормальным слухом.

    Рефлекс Моро

    Присутствие у ребенка врожденного рефлекса Моро – свидетельство того, что младенец слышит. Для этого нужно искусственно вызвать у него легкий испуг, который безвреден для психического здоровья малыша.

    Чтобы самостоятельно выявить это явление:

    1. Положите новорожденного на стол.
    2. Аккуратно выпрямите его конечности.
    3. На расстоянии 20-30 см от его правого, затем левого уха хлопните в ладоши.

    Слышащий ребенок реагирует на громкие звуки растопыриванием пальчиков или вскидыванием ручек. Этот рефлекс врожденный. Он проходит к 3-4 месяцу и проявляется в виде защитной реакции организма при испуге или приближении опасности. Если же у новорожденного нет рефлекса Моро, то это может быть признаком тугоухости или родовой травмы шеи, либо головы.

    Метод Калмыковой

    Метод Калмыковой позволяет с помощью баночек с сухой крупой проверить слух ребенка первых месяцев жизни. Способ проведения:

    1. Заполните 3 пластмассовые баночки на 1/3 горохом, манкой и гречкой. При тряске каждая крупа будет издавать свой звук.
    2. Возьмите все баночки в руки и сядьте позади малыша. Он не должен вас видеть.
    3. Пусть ваш помощник займет чем-нибудь внимание ребенка. А вы в это время потрясите около каждого его уха посудой с манкой. Этот материал издает при движении звуки высокой частоты. Если ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, дальше можете не продолжать: со слухом у него полный порядок.
    4. Если же малыш не реагирует на баночку с манкой, потрясите сосудом с гречкой.
    5. Затем используйте горох.

    На первом месяце жизни нормой считается, если малютка будет поворачиваться хотя бы к баночке с горохом: этот продукт издает при тряске самые громкие звуки. Шум от всех 3 круп здоровый ребенок начинает воспринимать к 5 месяцам.

    Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

    В качестве аппарата для проверки слуха детей в домашних условиях можно использовать игрушки – музыкальные инструменты, погремушки или вышеупомянутые баночки с крупой. Издавать звуки для малыша могут сами родители: разговаривая с ним или хлопая в ладоши.

    На видео советы доктора:

    Новорожденный до 1 года

    Здоровый младенец первого-второго месяца жизни при громких звуках вздрагивает и просыпается. На третьем-четвертом месяце можно наблюдать, как он, услышав обращенные к нему слова мамы, поворачивает головку в ее сторону и улыбается. В этом возрасте дети уже узнают голоса членов своей семьи. В ответ на звуковой раздражитель грудничок, если не спит, перестает двигаться и широко открывает глазки.

    Можно проверить слух новорожденного в домашних условиях, когда он плачет. Если в это время издать неожиданный звук (позвонить в колокольчик или подудеть в дудочку), малыш замолчит и замрет.

    После 2 месяцев ребенок будет реагировать на погремушку. Можно постучать ею около каждого уха младенца. Он будет поворачивать личико в направлении источника звука.

    Дождавшись, когда кроха заснет, негромко хлопните в ладоши или покашляйте. При этом спящий малыш с нормальным слухом делает сосательные движения ртом или вздыхает.

    В возрасте от 1 до 3-х лет

    Дети в возрасте от 1 до 3 лет реагируют на звуки так же, как и взрослые. Они хорошо слышат и понимают шепотом сказанные фразы с расстояния 6 м. После года малыши начинают разговаривать, и если ваш ребенок в 2 года еще не говорит, то стоит задуматься о проверке его слуха. Проблемы с речью – частое следствие тугоухости.

    Малышу 3 лет можно проверить слух таким образом:

    1. Приготовьте 3 игрушки, издающие различные звуки. Подойдут дудочка, колокольчик и барабан.
    2. Возьмите еще 3 игрушки, например, машинку, мишку и лисичку.
    3. Покажите ребенку, что под игру дудочки мишка танцует, а когда звук умолкает, он садится.
    4. Под звук барабана машинка ездит, а в тишине останавливается.
    5. Когда звонит колокольчик, лисичка ест, а когда он стихает – спит.
    6. Отойдите на расстояние 6 м от ребенка и издайте звуки звучащими игрушками, а малыш пусть изобразит, кто под какую музыку, что сделает.
    7. Затем предложите малышу поменяться с вами ролями.

    Так вы поймете, какие звуки и как хорошо слышит ваш ребенок.

    У детей от 3-х до 6 лет

    Проверка слуха у дошкольника в 4 года и старше должна быть интересной для ребенка и выглядеть как игра. Например, можно дать ему книжку с крупными цветными картинками. Взрослый с расстояния 6 м шепотом называет какого-либо сказочного героя, а ребенок находит в книжке его изображение и показывает.

    Для проверки слуха у детей 3-4 лет можно использовать разноцветные кубики. Взрослый с расстояния 6 м просит выбрать из груды кубиков, например, синий, и кинуть ему. Ребенку 5-6 лет уже можно дать кубики с буквами, и пусть он показывает названную взрослым букву на игрушке.

    У школьников

    Проверка слуха у младших школьников производится с помощью сказанных шепотом слов из подобранных врачами нижеследующих списков.

    Самый точный способ проверки слуха

    Лучшие методики диагностики фонематического слуха ребенка использует врач-сурдолог совместно с отоларингологом поликлиники (детским лором). Второй специалист проверит состояние наружного, среднего и внутреннего уха, а первый – проведет слуховую аудиометрию с аудиограммой. При этой процедуре ребенку надевают наушники, а перед глазами у него появляется видеоизображение. В возрасте от 6 месяцев до 2 лет по реакции малыша врач определяет, слышит ли кроха. Ребенка 3-6 лет просят нажать кнопку, когда он услышит звук.

    Когда следует обратиться к врачу?

    Показать малыша сурдологу нужно, если:

    • новорожденный не вздрагивает от резких звуков;
    • грудничок не поворачивает голову в сторону источника звука;
    • годовалый не произносит хотя бы отдельные короткие слова;
    • двухлетний не разговаривает.

    Независимо от возраста, нужно обратиться к врачу, если ребенок раньше слышал, но теперь перестал. Если малыш постоянно переспрашивает и не понимает окружающих, разговаривает чрезмерно громко. Жалобы на боль или шум в ухе – повод для немедленного визита к отоларингологу.

    Проверьте слух Вашего ребёнка

    Слабый слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости.

    Читать еще:  Что делать если болит прыщ в ухе

    Погрешности речи ребёнка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченным, он может трагично отразиться на судьбе ребёнка.

    Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех деталях, чтобы понимать речь. Если разговор ведётся на достаточно знакомом языке, то невоспринятые слухом элементы слов дополняются по смыслу, по догадке. Именно поэтому даже подчас значительное снижение слуха мало отражается на общении и деятельности взрослого человека.

    Совсем иное положение у маленького ребёнка, который при помощи слуха не только общается, но и овладевает речью, учится произносить слова.

    Решающее значение в этом процессе имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух понижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребёнок совсем не воспринимает слов, в других — слышит их не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас.

    Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.

    Ребёнок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечётко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и её понимание. Особенно страдает произношение.

    Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечёткое произношение. На слух они плохо отличают, например, [С] от [Т] и потому говорят «тани» вместо «сани», путают звонкие и глухие («пумака» вместо «бумага»), свистящие и шипящие («сапка» вместо «шапка»).

    Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искажёнными до неузнаваемости словами.

    Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными. Страдания ребёнка начинаются, когда он поступает в школу. Грамотой он овладевает с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, «не узнает» слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано «зима», а он знает слово «дима».

    Но этого мало. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребёнок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла.

    Даже при небольшом, но рано возникшем понижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребёнок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, «ля кулял» вместо «я гулял».

    Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваимаости. Порой, не проверив слух, этих детей переводят в школы для умственно отсталых, но и здесь они тоже не успевают все по тем же причинам.

    Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя замечены.

    Как только обнаружена задержка развития речи, можно попытаться самим проверить слух. Для этого поставьте ребёнка спиной к себе на расстоянии 5-6 метров и произнесите шёпотом хорошо знакомые ему слова. Шёпот не должен быть утрированным. Прежде, чем произнести слово, необходимо сделать полный выдох.

    Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают такой шёпот. Если ребёнок не слышит на таком расстоянии, нужно постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он сможет повторить все сказанные Вами слова.

    Но, допустим, шёпота ребёнок не разбирает. Отойдите от него снова на то же расстояние и произносите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удается установить, на каком расстоянии ребёнок слышит нормальную речь.

    Заподозрив, что ребёнок плохо слышит, обратитесь к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить лечение, а если понадобится, то и укажет, какой звукоусиливающей аппаратурой следует пользоваться.

    Если ребёнок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости, на расстоянии 3-4 метров, можно в домашних условиях помочь развитию его речи и предупредить неуспеваемость в школе. Ребёнка, способного слышать нормальную речь, хотя бы у ушной раковины, желательно определить в специальный детский сад, а затем он сможет обучаться в школе для слабослышащих и позднооглохших детей.

    Ребёнка, у которого установлено нарушение слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и чётко произнося обращённые к нему слова. Ребёнок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

    Подбирайте короткие, двух-, трехсложные слова и предлагайте ребёнку повторять их вслед за Вами. Иногда приходится проделывать это по нескольку раз, прежде, чем удаётся добиться результата. Чтобы малыш не утомлялся и не избегал этих занятий, вначале придавайте им вид игры, проводите их во время прогулки, при выполнении несложных поручений и т.п. Впоследствии можно наладить систематические занятия от 15 до 30 минут, во время которых с ребёнком припоминают уже известные ему слова и выражения и дают небольшое количество новых слов.

    Слабо слышащего ребёнка необходимо возможно раньше научить читать. Нет надобности рано учить письму — вместо этого лучше складывать из букв разрезной азбуки хорошо знакомые слова. Таким способом ребёнок усвоит чтение, которое поможет ему с большей точностью овладеть звуковым составом слова.

    Начав с отдельных слов и коротких предложений, постепенно переходите к рассказам по картинкам и к чтению детских книг. Очень полезно также прослушивание детских музыкальных пластинок. Проигрывайте одни и те же пластинки часто, чтобы ребёнок научился узнавать их. Следует помнить, что отклонения в развитии речи, а значит, и в общем умственном развитии иногда возникают из-за самых незначительных нарушений слуха.

    Если ребёнок слышит шёпот на расстоянии меньше 5 метров, это уже может отразиться на его успеваемости, и, чтобы предупредить такое отставание, с ним необходимо заниматься.

    Конечно, советы, изложенные в статье, носят общий, ориентировочный характер. Более конкретные указания дадут врач-отоларинголог, а также специалисты по обучению плохо слышащих детей. Во многих областных центрах Российской Федерации имеются детские сады и школы для глухих и слабо слышащих детей; с работниками этих учреждений тоже можно посоветоваться.

    Для определения ребёнка в специальную школу следует обратиться в местные органы: в областные или городские отделы народного образования. В школу для глухих принимаются полностью глухие дети и дети с небольшими остатками слуха, в школу для слабослышащих — только слабо слышащие дети с отклонениями в развитии речи. Дети, у которых слух нарушен, но речь развита нормально, могут обучаться в обычной школе.

    Специальные школы для слабослышащих детей работают по обычным школьным программам. Но, кроме того, дети обучаются речи, а если нужно, то и чтению с губ. Для улучшения слухового восприятия применяется звукоусиливающая аппаратура: индивидуальная и общеклассная. Кроме того, здесь ведутся занятия, способствующие развитию слухового восприятия.

    Будьте внимательны к ребёнку!

    Если у него поздно развивается речь, проверьте его слух.

    Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребёнка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы обучения.

    Проверяем слух ребенка у врача и дома

    Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

    На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

    Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

    В возрасте 3,5 — 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у ребенка такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители — это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

    Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

    В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

    У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

    Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.

    Таблица Л.Н. Неймана для оценки слуха ребенка дошкольного возраста речью

    Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

    — в возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не «замирает», слыша знакомый голос мамы или папы;
    — в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
    — в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
    — в 1,5 — 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
    — в 2-4 месяца не гулит:

    — в 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
    — в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
    — в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
    — в 1 год не выполняет просьбы родителей;
    — в 2 года не произносит слов и фраз.

    Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

    На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

    — Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector